Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что важным инструментом, способствующим экономическому росту Российской Федерации, является такой институт гражданского права, как юридические лица. Именно данный институт обладает признаками такой организационно-правовой структуры, которая позволяет не только эффективно объединить частный капитал или наделить таковым экономический субъект, но и упорядочить гражданские правоотношения внутри коллектива, намеренного осуществлять те или иные виды деятельности. Благодаря данному гражданско-правовому институту конструируются и функционируют различные организационно-правовые формы юридических лиц в гражданском обороте.
Так же актуальность темы обусловлена и тем, что нормы о создании юридического лица являются предметом изучения многих ученых-цивилистов. Особое внимание им уделяется и со стороны законодателя, поскольку, как показывает практика, они нуждаются в дополнительной разработке и совершенствовании.
Одним из основных критериев прогрессивной рыночной экономики считается закрепленное на законодательном уровне возможность создания и регистрации юридических лиц. Обилие организационно-правовых форм юридических лиц позволяет субъектам предпринимательской деятельности как субъектам гражданским правоотношений выбрать ту форму юридического лица, которая более подходит к виду их деятельности, объему стартового капитала и другим основаниям, чтобы вести дела с большей отдачей.
Объект исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с появлением юридических лиц.
Предметом исследования работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие возникновение юридического лица.
Целью работы ставится изучение возникновения юридического лица.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
• исследовать правовое регулирование возникновения юридических лиц;
• рассмотреть реорганизацию как способ возникновения юридических лиц;
• выявить особенности создания хозяйственного общества;
• проанализировать правовое регулирование возникновения ООО.
Нормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; ФЗ «Об акционерных обществах»; ФЗ «О производственных кооперативах»; ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»; ФЗ «О некоммерческих организациях»; ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и другие.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Основные положения о возникновении юридических лиц
1.1. Правовое регулирование создания юридических лиц
С 2016 г. начал действовать ряд нововведений при создании юридических лиц. ФЗ от 29.06.2015 N 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов» внесен ряд изменений в ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон N 129-ФЗ) касающихся порядка госрегистрации компаний при их создании. Так, в соответствии с п. 3 ст. 13 Закона N 129-ФЗ госрегистрация юрлиц при создании осуществляется в срок не более чем 3 рабочих дня со дня представления соответствующих документов в регистрирующий орган. Срок принятия решения об отказе в регистрации также сокращен до 3 дней. Для остальных регистрационных действий сроки остались прежними - 5 рабочих дней, не считая дня обращения в налоговую инспекцию (например, изменения в учредительные документы компании, а также перерегистрация в случае реорганизации).
Пакет документов о создании компании можно подать по-старому в налоговую инспекцию либо по новым правилам в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ. Также с 1 января 2016 г. можно поручить это нотариусу. В соответствии с п. 1 ст. 9, п. 3 ст. 11 ФЗ N 129-ФЗ нотариус направляет документы в регистрирующий орган в электронной форме. Документы о регистрации или об отказе получит также нотариус, а затем передаст их заявителю. Размер нотариального тарифа за такую услугу составляет 1000 рублей. Также нотариусы получили право бесплатно пользоваться сведениями из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Перечень документов, представляемых при госрегистрации создаваемого юрлица, и требования к ним определены в ст. 12 Закона N 129-ФЗ. Данный перечень включает:
а) подписанное заявителем заявление о госрегистрации по форме N Р11001. При заполнении заявления необходимо строго следовать Требованиям к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования). Заявление, оформленное с нарушением Требований, считается неподанным и является основанием для вынесения решения об отказе в госрегистрации юрлица.
ФНС России в письме от 04.03.2016 N ГД-18-14/201 пояснила, что при заполнении заявления о госрегистрации юрлица при создании по форме N Р11001 в отношении учредителей хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов листы А, Б, В, Г, Д заявления должны быть заполнены. Юрлицам с иными организационно-правовыми формами заполнять указанные сведения не нужно.
Подавая документы на регистрацию, заявитель подтверждает, что представленные учредительные документы (в случае, если юрлицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юрлица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для регистрации документах, заявлении о госрегистрации, достоверны, что при создании юрлица соблюден установленный для юрлиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юрлица;
б) решение о создании компании в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
в) учредительные документы юрлица, за исключением случая, если юрлицо будет действовать на основании типового устава, в 2 экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности, или направляется по почте.
В случае если юрлицо действует на основании типового устава, который разработан ФНС России и который не содержит персональные данные компании (наименование организации, место ее нахождения и размер уставного капитала), сведения об этом указываются в заявлении о госрегистрации по форме N Р11001 и в решении о создании компании. С положениями типового устава контрагент компании и любое другое заинтересованное лицо могут ознакомиться на сайте ФНС России. Индивидуальные же сведения о конкретном юрлице будут содержаться только в ЕГРЮЛ.
Право компании действовать на основании типового устава закрепили в Гражданском кодексе РФ еще в 2014 г. Однако теперь законодатель детализировал правила применения типового устава, но пока только для ООО.
Так, компания сможет действовать на основании типового устава либо со дня учреждения общества, либо с момента, когда общее собрание учредителей уже созданного ООО примет решение о том, что компания переходит на типовой устав. В каждом из этих случаев обществу не потребуется утверждать устав в бумажной форме и представлять в регистрирующий орган устав ни в бумажной, ни в электронной форме. Достаточно просто сообщить инспекции о том, что общество действует на
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.07.2016, N 27 (Часть I), ст. 4169.
4. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 785.
5. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 1.
6. Федеральный закон от 29.06.2015 N 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов» // Собрание законодательства РФ, 06.07.2015, N 27, ст. 4000.
7. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431,
8. Федеральный закон от 29.06.2015 N 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов» // Собрание законодательства РФ, 06.07.2015, N 27, ст. 4000.
9. Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» // СПС «КонсультантПлюс»
10. Письмо ФНС России от 28.12.2015 N ГД-4-14/23109@ // СПС «КонсультантПлюс».
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета, N 140, 30.06.2015.
12. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу от 11.12.2015 N А65-16904/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
13. Андреев В.К. Создание хозяйственного общества // Предпринимательское право. 2017. N 4. С. 15.
14. Богданов Е.В., Богданов Д.Е., Богданов Е.Е. Развитие гражданского права в России: тенденции, перспективы, проблемы. М., 2014. С. 76. Критику этого взгляда, не основанного на ГК РФ и не учитывающего существование юридического лица как социально-экономической данности, см.: Андреев В.К., Лаптев В.А. Корпоративное право современной России. М., 2017. С. 76 - 79.
15. Елизарова Н.В., Копьев А.В., Кухаренко Т.А., Михалева Т.Н., Серебренников М.М., Захарова Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (постатейный) / под ред. Т.А. Гусевой // СПС КонсультантПлюс. 2016.
16. Казаков Е.С. Новый Порядок регистрации страхователей в ФСС // Бухгалтер Крыма. 2016. N 7. С. 43.
17. Юридические лица в российском гражданском праве / Отв. ред. А.В. Габов, О.В. Гутников, С.А. Синицын. М., 2015. Т. 1: Общие положения о юридических лицах. С. 42 - 67.